Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 650066 г. Кемерово, пр.Октябрьский 29
  • +7 (3842) 52–43–29
  • mdou151-kem@mail.ru

Родителям

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Использование таких технологий имеют направленность:
- Формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- Организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач: 
- Закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- Проведение профилактической оздоровительной работы;
- Ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- Мотивация детей на здоровый образ жизни;
- Формирование полезных привычек;
- Формирование валеологических навыков;
- Формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;-
- Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Эффективные разновидности современных здоровьесберегающих технологий,
применяемые в ДОУ:

Физкультминутки:
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами.
Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, 
во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
- Смене вида деятельности;предупреждении утомляемости;
- Снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- Активизации кровообращения;
- Активизации мышления;
- Повышении интереса детей к ходу занятия;
- Создании положительного эмоционального фона.  
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для
выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре
комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом
или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются
все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят.
Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих
технологий.
Дыхательная гимнастика.
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает,
что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится
дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений,
которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья
ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- Улучшить работу внутренних органов;
- Активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма
кислородом;
- Тренировать дыхательный аппарата;
- Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- Повысить защитные механизмы организма;
- Восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- Развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила.
Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи.
Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не
стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых
вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими
и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий).
Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания.
Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания
не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который
применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки
ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым
развитием у детей.
Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
- Осязательных ощущений;
- Координации движений пальцев и рук;
- Творческих способностей дошкольников. Пальчиковая гимнастика проводится в форме
инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая
разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми.
В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные
движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;-
- пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз:
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз.
Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и
профилактику нарушений зрения.
Гимнастика для глаз необходима для:
-Снятия напряжения;
- Предупреждения утомления;
- Тренировки глазных мышц;
- Укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты.
Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза,
а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы).
Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика:  
Относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются
в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его
психического здоровья.
Цель психогимнастики заключается в следующем:
- Проведение психофизической разрядки;
- Развитие познавательных психических процессов;
- Нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
- Коррекция отклонений в поведении или характере.
 Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые
проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся
от 25 до 90 минут.
Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают
разыгрывание:
- Этюдов с использованием мимики и пантомимы;
- Этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
- Этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой.
В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые
действия, которые им захочется.
Ритмопластика:
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на
выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих
оздоровительный характер.
Цель ритмопластики: восполнение «двигательного дефицита»;
- Развитие двигательной сферы детей;
-Укрепление мышечного корсета;
- Совершенствование познавательных процессов;
- Формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий.
Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой.
Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое.
Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после
приема пищи.
Игротерапия:
Ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом
здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия.
Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх,
в ходе которых у них будет возможность:
- Проявить эмоции, переживания, фантазию;
- Самовыразиться;
- Снять психоэмоциональное напряжение;
- Избавиться от страхов;
- Стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС —
сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием
повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.