Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 650066 г. Кемерово, пр.Октябрьский 29
  • +7 (3842) 52–43–29
  • mdou151-kem@mail.ru

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ

Является одним из компонентов образовательного 
процесса в детском саду. 
Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность,
которая выполняется без непосредственного участия воспитателя,
 при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей
организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами 
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор
каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему
взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников,
направленная на решение задач, связанных с интересами других людей
(эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Ясли  
У детей 1,5- 2 лет появляется стремление к самостоятельности,
но он еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении
новых предметов и деятельности.
Общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей
деятельностью, но роль его еще очень велика. 
Совместные действия между детьми второго года жизни еще не
носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро
затухают. Но интерес к сверстнику постепенно растет.
К концу второго года жизни дети вступают в совместную
игровую деятельность.
Дети в этом возрасти подражают действиям взрослых
(кормят куклу, кладет спать, моют и т.д.).
Так же под присмотром воспитателя строят несложные
постройки: башню, воротца, дорожку, играют в настольные игры,
катают машины, собирают пирамиды, мозайку ит.д

IMG_20191226_152624.jpgIMG_20200212_102133.jpgIMG_20200212_102443.jpgIMG_20200213_083804.jpgIMG_20200312_180735.jpgIMG_20200317_082915.jpgIMG_20200227_095922.jpgIMG_20191028_171748.jpg

1 младшая группа: 
В этом возрасте включает различные виды активности:
игры, подразумевающие сюжет и выполнение ролей;
игры с имитацией стройки.
С этой целью детям выдается крупный конструктор позволяющий
научиться выстраивать фигуры с соблюдением равновесия,
а также:
 - дидактические игры;
- ориентировочно-познавательная работа;
- изучение иллюстраций;
- предметная активность;
- двигательные игры;
- самообслуживание;
- наблюдения за окружающими явлениями;
- изобразительная деятельность;
- исполнение практических поручений старшего.
Для успешной сюжетной игры воспитанникам понадобится специальная
атрибутика, позволяющая лучше отразить свои переживания и впечатления. 
Важную роль в самостоятельной деятельности детей выполняют сюжетные
игры со строительным материалом.
Увлекаясь разными видами конструктора, дошкольник закрепляет и
совершенствует умения и навыки, которые приобрел.
Строительство позволяет познакомить участников группы с формой
предметов, развивая пространственные отношения.
Кроме строительного материала, детям подойдут простые конструкторы,
подходящие для возведения несложных построек, например башни
из деталей конструктора, соединяющихся смыканием.
Игрушки для стройки сочетают с другими элементами.
Подойдут фигурки животных, куклы, машинки, которые помогут
разнообразить игровой сюжет.
Создание новых форм развивает воображение ребенка.
Также игра способствует закреплению знаний о цвете.
Использование в занятиях дидактических игр помогает уточнить знания
о цвете, форме и величине предметов.
Такие игры содержат материалы различной тематики, позволяющие
ознакомить дошкольника с миром животных и растений, изучить
профессии и основные виды транспорта.
Самостоятельная деятельность детей первой младшей группы
дополняется книгами и картинками, которые развивают навык свободной
работы книгой. Воспитанник учится анализировать изображения,
составлять историю по ним, относится к книгам с аккуратностью,
учится после занятия раскладывать книги по местам. 

IMG-0fe2b166ac9cc8eaa25577c3e3e1154c-V.jpgIMG-68e5a6d596641cdef0373788202d7f36-V.jpgIMG-8b75352d3e796efc574a9031303f7587-V.jpgIMG-20200228-WA0014.jpgIMG-51f3fbd68b34c1a9d034571ad042769f-V.jpgIMG-20190823-WA0027.jpg

2 мл.группа

В возрасте 3–4 года главное сконцентрироваться на выборе видов и приёмов

 организации самостоятельной деятельности, 

которые помогут малышам проявить инициативу, учиться доводить начатое до 

конца и при этом помогут научиться действовать произвольно, а также 

станут основой для развития речи.

 Акцент именно на эти цели и задачи объясняется двумя особенностями 

воспитанников второй младшей группы:
Большая часть этих детей переживает кризис 3 лет, который характеризуется
переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими людьми.
Если раньше малыш безоговорочно слушал маму и старших, то теперь из-за
появившегося негативизма ребёнок часто им противоречит.
Самостоятельная деятельность позволяет маленькому бунтарю самоутвердиться,
а значит, и снимает некоторое напряжение во взаимодействии с таким малышом.
В это возрасте детии играют в ролевые, режиссёрские игры, а также забавы по правилам. 
Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольников, то её организации в ДОУ
уделяется особое внимание.
Для самостоятельной игровой деятельности воспитанников второй младшей
группы необходим стандартный набор игровых материалов:
мозаики (наряду с традиционными следует подключать и геометрические,
то есть представляющие собой простые геометрические фигуры);
- пазлы;
- конструкторы.
В процессе игры дети:
моделируют бытовые ситуации с куклами, игрушками;
учатся принимать решения и делать выбор (например, складывая пазлы
и выбирая тот или иной фрагмент);
развивают логику (к примеру, раскладывая картинки по порядку
развития сюжета прослушанной истории).

IMG-4ea5c7c55a929f2e3b9009ae40da7256-V.jpgIMG-3a8a3554a61d51c486f1f7edc9e580ee-V.jpgIMG-5fea00ad1708591cc06e27af0fceb8f1-V.jpg

IMG_20200322_164541_129.jpgIMG-3ebb1f42acd2be74def060463772d860-V.jpgIMG_20200322_173026_096.jpgIMG_20200322_164603_420.jpgIMG_20200322_164626_546.jpgIMG_20200322_164704_700.jpg 

Средняя группа:

Дети пятого года жизни — маленькие «почемучки». 
Их интересует практически всё в ближайшем окружении:
особенности предметов, происхождение природных явлений,
взаимоотношения между людьми.
Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой
деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят
и воспринимают.
Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для
ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия
для безопасной свободы ребенка, т. е. предметно-развивающую
образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком
деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать
со сверстниками или действовать индивидуально.
А также - это организованная воспитателем деятельность воспитанников,
направленная на решение задач, связанных с интересами других
людей - это может быть эмоциональное благополучие других людей,
помощь другим в быту и др.
Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды
деятельности как игровая, двигательная, продуктивная,
познавательно-исследовательская.
Практика показывает, что в самостоятельной деятельности детей,
 лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация).
Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо,
и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить
какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя
мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций,
активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации,
когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности,
проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию,
эмоционально насыщена и психологически комфортна.
Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных
действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью
взаимодействии с другими.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду,
которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность,
должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер.
При этом она должна способствовать развитию творческих способностей,
будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому
выражению своих чувств .
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых,
как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает
как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического
«языка» игры.
Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего
любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость,
удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей
стремления самим овладеть игровыми способами.
Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как
свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют
все доступные им игровые средства, свободно объединяются и
взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере
независимый от взрослых мир детства
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная
продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.)
Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность
детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы,
поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня,
т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического
построения образовательного процесса в ДОУ.
Педагог «отталкивается» от этой темы при организации
самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ-
это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного
участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное
для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть
поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной
форме результат умственных или физических действий.

IMG-20200214-WA0015.jpgIMG-20200214-WA0038.jpgIMG-20200214-WA0045.jpgIMG-20200214-WA0040.jpgIMG-20200214-WA0052.jpgIMG_20200315_224916_549.jpg

Старшая группа:
Самостоятельная деятельность старших дошкольников проявляется
в разнообразных игровых формах, в проведении наблюдений и
экспериментировании. В возрасте 5–6 лет у детей значительно
расширяется сфера интересов, их любознательность выходит за
рамки изучения объектов ближайшего окружения.
В детских беседах, занятиях и играх появляются размышления и
фантазии о полётах в космос, пиратских приключениях, эре
динозавров, путешествиях в дальние страны.
При подготовке условий  для самостоятельной деятельности и
продумывании методов организации детской активности,
воспитатель старшей группы учитывает возрастные особенности
подопечных:
- У детей внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших
 дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы
нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже
переутомляются.
- Дети способны наблюдать за каким-либо объектом или процессом
в течение длительного времени, создавать масштабные
постройки из конструктора, собирать мозаику из значительного
числа деталей.
- Дети способны к намеренному запоминанию.
Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют
в памяти этапы и способы действий и воспроизводят их позже в
самостоятельных занятиях:
Например, проводят опыты в уголке исследований или создают
поделки в центре творчества.
- Совершенствуются интеллектуальные возможности детей.
В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения,
прогнозирует результаты действий.
Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи,
ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.
Становится возможным осознанное экспериментирование,
самостоятельно спланированное и выполненное.
Если ребёнок хочет провести опыт с веществами, он должен сначала
проговорить воспитателю правила техники безопасности.
Педагог наблюдает со стороны за самостоятельным экспериментированием
детей в мини-лаборатории.
- Расширяются познавательные интересы, дети изучают отдалённые объекты:
планеты, космические корабли, морские глубины, динозавров;
на основе новой информации дети создают рисунки.
Усложняется игровая деятельность: сюжетно - ролевые игры строятся
по обсуждаемым заранее правилам, среди участников распределяются роли.
- Мелкая моторика развита, дети работают и играют с мелкими предметами:
собирают конструктор из небольших деталей, делают украшения из бусин
бисера.
- Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно
выбирать партнёров для опытов, игр и бесед, обсуждать интересующие
 их самих темы.
IMG_20200309_205540_613.jpgIMG_20200315_223647_433.jpgIMG_20200315_224953_478.jpgIMG-20200317-WA0002.jpgIMG-20200317-WA0003.jpgIMG-20200317-WA0004.jpg

Подготовительная группа:

Самостоятельная деятельность в подготовительной группе 
проявляется во всех видах деятельности:
- игровой (сюжетно - ролевые, дидактические, логические игры);
- художественно-речевой
(создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение
 пересказа интересного случая или истории);
- социально-коммуникативной (общение со сверстниками,
оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления,
правил игры, утешение);
- познавательно-исследовательской
(поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа
опытным путём);
- художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий,
рисование, лепка, создание аппликаций);
- трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада,
 в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями,
животными).
   
SAM_5059.JPGSAM_5052.JPGSAM_5048.JPGSAM_5046.JPGSAM_5051.JPGSAM_5063.JPGSAM_5070.JPGSAM_5071.JPG